Психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы
Психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы
· различные формы психических расстройств;
· предрасположенность к психическим заболеваниям;
· страдающие депрессиями;
· люди с нарциссическими комплексами;
· склонность к слиянию с группой;
· несамоактуализированность личности;
· терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;
· нестабильность установок;
· склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
· состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности.
Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.
Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.
Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».
Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
· период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
· прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
· смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
· неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
· неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.
Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность
Последствия принадлежности к секте:
· болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;
· потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;
· недоверие к рациональному мышлению;
· разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;
· отход от реальности из-за порабощения сознания.
У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.
Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.
Берегите себя и своих детей.
Регина Закирова,
старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних
ОМВД России по Кусинскому муниципальному району,
капитан полиции