Памятка потребителям по возврату, обмену, замены товара в аптеке
Памятка потребителям по возврату, обмену, замены товара в аптеке
В Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступают письменные обращения и звонки на горячую линию по вопросам возврата, обмена, замены товара в аптеке.
Правовое регулирование отношений, связанных с продажей товаров осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (далее по тексту Правила ) и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утв. постановлением Правительства РФ № 55 (далее по тексту Перечень): товары для профилактики и лечения в домашних условиях ( предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар. К таким товарам относят: зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары.
Кроме того, некоторые аптеки осуществляют реализацию и других товаров, не подлежащих возврату и обмену. Таких как, изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, линзы очковые, парфюмерно-косметические средства.
В силу статьи 25 закона РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» № 2300-1 (далее по тексту – закон) товар, не включенный в Перечень, подлежит обмену при условии, что не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
В соответствии со статьей 18 Закона № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:
- в силу статьи 503 ГК РФ, статьи 18 Закона: если потребителю был продан товар ненадлежащего качества,
- в силу пункта 3 статьи 495 ГК РФ, статьи 12 Закона :если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе Б
- в силу пункта 2.1. Порядка, пункта 76 Правил № 55; если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта
- в силу пункта 2 статьи 469 ГК РФ, пункта 3 статьи 4 Закона:. при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме.
К ненадлежащему качеству товара можно отнести: истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и сроки годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описание препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; наличие в упаковке брака - сколы, негерметичная упаковка, нечеткая полиграфия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1416 «Об утверждении государственной регистрации медицинских изделий».
В соответствии с пунктом 4 Правил № 55 не допускается продажа медицинских изделий при нахождении покупателя вне стационарных мест торговли - на дому, по месту работы или учебы, на транспорте, на улице или в других местах.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем внимательно относиться к покупке лекарственных препаратов.
Заместитель руководителя В.М. Ефремов
Информация подготовлена с использованием сайта: http://74.rospotrebnadzor.ru/.