Если заявитель действует недобросовестно

 
09.07.2013

Если заявитель действует недобросовестно

    Сегодня в адрес органов гос. власти можно услышать много критики. Люди жалуются на раздутый чиновничий аппарат, бумажную волокиту, большие сроки процедур и т.д. И в ответ госслужащих сокращают, процедуры упрощают, сроки сжимают. Но ведь далеко не каждая жалоба имеет под собой основу, не редко сами заявители ведут себя недобросовестно. Что происходит в этом случае?

    Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»гарантировано право граждан свободно и добровольно обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.

        Каждое обращение подлежит обязательному рассмотрению, в том числе с выездом на место.

С июля 2011 года введена административная ответственность: если госслужащий во время не рассмотрел обращение, нарушил порядокрассмотрения, он должен уплатить штраф. Размер штрафа приличный – от пяти до десяти тысяч рублей. Кроме того, госслужащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Порядок применения наказания к должностному лицу и виды наказания четко определены законодателем, но как поступить в ситуации, если заявитель действует недобросовестно? Здесь хочется отметить, что осуществление гражданином права на обращение не должно нарушать права других лиц.

    Злоупотребление правом на подачу жалобы можно определить как действие, которое внешне соответствует требованиям законодательства, однако при этом преследуется иная цель, нежели защита нарушенных прав. Это может быть личная неприязнь, стремление оказать давление на органы власти, элементарное несогласие с законной позицией государственного органа и т.д.

    Возможными способами противодействия подачи необоснованной жалобы или жалобы, содержащей клевету и оскорбления, могут являться:

- прекращение переписки в случае если заявителю многократно давались письменные ответы в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы;

- сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом в случае если в его обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

- взимание с гражданина в судебном порядке расходов, которые понесены государственным органом в связи с рассмотрением его обращения, содержащего заведомо ложные сведения;

- привлечение гражданина, который использует в обращении нецензурные или оскорбительные слова к административной ответственности;

- привлечение гражданина, который использует в обращении клеветнические высказывания к уголовной ответственности;

- предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.

    Таким образом, интересы органов государственной власти и местного самоуправления также могут эффективно отстаиваться в случаях проявления недобросовестности со стороны граждан.

        

Материал подготовлен Палецких В.П., начальником Кусинского отдела Управления Росреестра по Челябинской области


Возврат к списку