Разьяснительные материалы Златоустовской транспортной прокуратуры
Разьяснительные материалы Златоустовской транспортной прокуратуры
1. Что такое конфликт интересов? Кто должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов?
В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Законом предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которая возлагается:
- на государственных и муниципальных служащих;
- на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Социальном фонде России, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя, работодателю.
Порядок уведомления о личной заинтересованности для государственных гражданских служащих закреплен в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а для муниципальных служащих - в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности: увольнение с утратой доверия, предупреждение о неполном должностном соответствии, выговор, замечание.
2. Особенности определения условий закупок и требований к их участникам
Государственные и муниципальные заказчики самостоятельно с учетом действующего законодательства устанавливают требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества ее участников и позволяют однозначно определить потребности заказчика.
Для достижения наиболее эффективного результата заказчиками в документации о закупке предусматриваются особенности, в зависимости от ее предмета. Ошибка в описании объекта закупки может привести к штрафу.
К примеру, при закупке работ по текущему ремонту описание объекта закупки (техническое задание) составляется по общим правилам, изложенным в ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственным и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Проектная документация для проведения закупки не требуется.
К текущему ремонту относятся работы по устранению мелких неисправностей, которые выявляются при повседневной эксплуатации, работы по систематическому и своевременному предохранению от преждевременного износа. При таком ремонте объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются.
Начальная максимальная цена контракта определяется в общем порядке, предусмотренном ст. 22 Закона N 44-ФЗ с использованием метода сопоставимых рыночных цен или проектно-сметного метода.
Работы по текущему ремонту можно закупить как у единственного исполнителя на основании пп. 4, 5 ч.1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, так и одним из предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных способов.
При проведении конкурентных способов определения поставщиков на оказание услуг по текущему ремонту в ее описании не устанавливаются требования о членстве в саморегулируемой организации, поскольку работы по текущему ремонту не относятся к строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капстроительства, для которых такое членство обязательно.
Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений или по капитальному ремонту объекта капитального строительства за пять лет, предшествующих дню окончания подачи заявок.
В качестве подтверждающих опыт работы документов предоставляются исполненный контракт или договор, заключенный по Закону № 44-ФЗ или по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт, подтверждающий цену выполненных работ в объеме не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта проводимой закупки.
Если перечисленные документы доступны на сайте единой информационной системы в сфере закупок, участнику достаточно указать номер реестровой записи.
При проведении конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений обязательным критерием для оценки является опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта.
Для его подтверждения участникам закупки необходимо представить исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и акты выполненных работ.
За несоблюдение требований законодательства при описании объекта закупки заказчики могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. рублей.
3. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма – о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Такое сообщение может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и направлено органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам.
Опасность указанных преступлений состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, распространяется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб, состоящий из затрат органов правопорядка на проверку сообщения об акте терроризма и упущенной выгоды предприятий в результате приостановления работы.
В силу части 2 статьи 20 УК РФ уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.
Виновному грозит наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 тыс. рублей, ограничения свободы на срок до трех лет либо принудительных работ на срок от 2 до 3 лет.
В случае заведомо ложного сообщения об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры, к числу которых относятся организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, виновному может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 700 тыс. рублей либо лишения свободы на срок от 3 до 5 лет (ч. 2 ст. 207 УК РФ).
За заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти (ч.3 ст. 207 УК РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 700 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишения свободы на срок от 6 до 8 лет.
Частью 4 статьи 207 УК РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При наличии указанных последствий виновному грозит наказание в виде штрафа в размере от 1,5 до 2 млн рублей либо лишения свободы на срок от восьми до десяти лет.
4. Правила, которые следует неукоснительно соблюдать при пересечении железнодорожных путей
Железнодорожный переезд – является зоной повышенной опасности. Обманчивая легкость преодоления железнодорожного переезда провоцирует водителей на неоправданный риск, который может повлечь создание аварийной ситуации, привести к столкновению автомобиля с железнодорожным составом.
Соблюдение данных правил дорожного движения позволит водителю избежать аварийных ситуаций и необратимых последствий.
Златоустовская транспортная прокуратура напоминает гражданам правила проезда на автомобиле через железнодорожные пути:
- железнодорожные пути возможно пересекать только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
- при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
Следует помнить! Запрещается выезжать на переезд:
- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
-самовольно открывать шлагбаум;
- провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
- без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
Нужно помнить, что в случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16, знака 2.5, если их нет - не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности направить двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно влечет за собой уголовную и административную ответственность.
За нарушение правил движения через железнодорожные пути предусмотрена административная ответственность по ст.12.10 КоАП РФ с назначением наказания от штрафа до лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения предусмотрена уголовная ответственность по ст. 267 УК РФ с назначением наказания от штрафа до лишения свободы на срок до десяти лет.
За нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ с назначением наказания в виде ограничения свободы на срок до трех лет до лишения свободы на срок до семи лет.
5. Законодателем установлена ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины
Федеральным законом от 08.07.2024 № 165-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включен новый состав административного правонарушения в сфере оборота древесины.
Нормативный правовой акт дополнен статьей 8.28.2 «Нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса», предусматривающей административную ответственность в виде административного штрафа:
на граждан - в размере от восьмисот до двух тысяч рублей с конфискацией машин и (или) оборудования, являющихся орудием административного правонарушения, или без таковой;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией машин и (или) оборудования, являющихся орудием административного правонарушения, или без таковой;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией машин и (или) оборудования, являющихся орудием административного правонарушения, или без таковой;
на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией машин и (или) оборудования, являющихся орудием административного правонарушения, или без таковой.
Федеральный закон вступил в силу с 18.07.2024.
6. С 1 июля 2024 года введена уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Уголовная ответственность по части 1 статьи 217.3 УК РФ наступает за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (свыше 1 миллиона рублей), за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ.
Максимальное наказание за совершение преступления составляет 3 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Уголовная ответственность по части 2 статьи 217.3 УК РФ предусмотрена за совершение аналогичного деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека. Назначается наказание до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае совершения аналогичного деяния, повлекшего смерть двух и более лиц (часть 3 статьи 217.3 УК РФ) наказание составит до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Согласно примечанию к статье 217.3 УК РФ под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ (нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций), два и более раза в течение 180 дней.
Изменения вступили в силу 01.07.2024.
7. Об уголовной ответственности несовершеннолетних
Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе или в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, участие в незаконном вооруженном формировании, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, участие в массовых беспорядках, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо им может быть назначено наказание (штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок), а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
8. О Правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования
С 01.09.2024 вступила в силу новая редакция правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 № 710.
При этом действие документа приостановлено до 31.12.2024 включительно постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 304.
Согласно документу владелец инфраструктуры не вправе отказать перевозчику в предоставлении услуг по использованию инфраструктуры, а перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг по перевозке груза, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
Правилами определен порядок доступа грузоотправителей к услуге по перевозке грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры, а также порядок предоставления (раскрытия) информации об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, а также о перевозке грузов по инфраструктуре с ограниченной провозной и пропускной способностью.
Установлены особенности подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
Рассмотрение жалоб и заявлений по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре, оказания услуг по использованию инфраструктуры, предоставления грузоотправителям доступа к перевозке грузов и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляется Федеральной антимонопольной службой в порядке, установленном антимонопольным законодательством.
9. О продлении запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров из недружественных стран
С 09.12.2024 вступают в силу изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1653 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», касающиеся запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров из недружественных стран.
Документом дополнен перечень стран, из которых запрещен ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В него добавлена Новая Зеландия.
Срок действия документа – до 31 декабря 2026 г.
10. Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Таможенного союза на некоторые товары
С 29.11.2024 Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2024 № 104 "Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении вискозных волокон искусственных, не подвергнутых кардо-, гребнечесанию или другой подготовке для прядения" устанавливается ставка ввозной налоговой пошлины Единого таможенного тарифа ЕЭС в размере 0 процентов от таможенной стоимости.
Документ устанавливает данную ставку в отношении вискозных волокон искусственных, не подвергнутых кардо-, гребнечесанию или другой подготовке для прядения.
Срок действия документа - до 30 сентября 2027 г.
11. О профессиональных стандартах в сфере железнодорожного транспорта
С 01.03.2025 в соответствии с приказами Минтруда России от 09.10.2024 № 542н, 544н применяются новые стандарты «Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения», «Специалист пассажирского (туристского) поезда».
В документах определяются трудовые действия, необходимые умения и знания, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе.
Срок действия документов ограничен 1 марта 2031 г.
12. Об ответственности за мошеннические действия
В связи с участившимися случаями мошенничества, сведения о которых публикуются, в том числе в средствах массовой информации, Уральская транспортная прокуратура разъясняет.
Предъявление в авиакомпанию подложного документа о болезни в целях подтверждения вынужденного отказа от перевозки и возврата уплаченных за нее денежных средств образует состав преступления, предусмотренного ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с уголовным законом мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В засвисимости от наличия квалифицирующих признаков (таких как размер ущерба, наличие соучастия либо использования служебного положения и т.д.) наказание за такое деяние может достигать 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
13. Установлены новые правила организации отдыха детей
Федеральным законом от 03.04.2023 № 96-ФЗ внесены изменения в законодательство в сфере отдыха и оздоровления детей. Детские лагеря и центры смогут ограничивать доступ посторонних лиц на свои пляжные территории.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплено понятие «территория организации отдыха детей и их оздоровления». Это земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.
Организации отдыха детей и их оздоровления смогут использовать акваторию водных объектов на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Детские лагеря и центры установят правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно закону, такие правила включают в себя особенности использования расположенных на территории организации отдыха детей и их оздоровления водного объекта, участка береговой полосы, особенности доступа к ним, а также правила поведения на указанной территории.
14. Изменен перечень обстоятельств, отягчающих наказание
С 13 июня 2023 года вступили в силу изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, внесенные Федеральным Законом от 13.06.2023 № 210 - ФЗ «О признании утратившим силу пункта «о» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации», которая определяет перечень обстоятельств, отягчающих наказание.
Им из списка обстоятельств, отягчающих наказание, исключено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.
Федеральный закон № 210-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования.
15. Законодатель установил новое основание для отказа в возбуждении уголовного дела или для прекращения уголовного дела
Статья 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее-УПК РФ) предусматривает основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.
Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ в часть 1 статьи 24 УПК РФ введен новый пункт 7, согласно которому уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании части первой статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Часть 1 статьи 76.1 УК РФ регламентирует, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
16. Конституционный Суд Российской Федерации признал право работника на присуждение судебной неустойки
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.11.2024 № 52-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, части третьей статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.С. Шапки» признал часть третью статьи 206 ГПК Российской Федерации не противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не исключает возможности присуждения по требованию работника судебной неустойки, подлежащей взысканию с работодателя на случай неисполнения судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия.
Судебная неустойка – это сумма, которую ответчик (должник) должен уплатить в случае неисполнения решения суда. Истец может потребовать взыскания судебной неустойки, чтобы мотивировать должника оперативно исполнить решение суда и защитить свои интересы на случай его неисполнения.
В рассматриваемой ситуации суд по иску работника обязал организацию оформить с работником договор, издать приказы о приеме и увольнении, внести данные в трудовую книжку. Через несколько месяцев специалист обратился
за неустойкой, поскольку требования в срок ответчиком исполнены не были, но суд ему отказал, сославшись на то, что судебная неустойка в пользу работника
не предусмотрена законодательством.
Конституционный суд РФ указал, что судебная неустойка предусмотрена не только ГК РФ, но и ГПК РФ, а также АПК РФ, которые определяют требования, не зависящие от отраслевой принадлежности спора. Неустойку можно присуждать в любых случаях неисполнения работодателем судебного акта, по которому он обязан совершить действия, не связанные с передачей имущества или денег.
Постановление вступило в силу 15.11.2024.
17. В Трудовой кодекс Российской федерации внесены изменения, связанные с установлением гарантий для работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда
Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс дополнен новой статьей 351.8, согласно положениям которой под наставничеством в сфере труда понимается выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).
Предусматривается, что наставничество является оплачиваемым. Содержание, сроки и форма выполнения работы по наставничеству должны быть указаны в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому поручено наставничество.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
18. Приняты законы об усилении ответственности за незаконную миграцию
Принят Федеральный закон от 09.11.2024 № 384-ФЗ с изменениями в статью 63 Уголовного кодекса РФ, которая дополнена новым пунктом «у». Отягчающим уголовное наказание обстоятельством признается совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Другой Федеральный закон от 09.11.2024 № 387-ФЗ внес изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса РФ. С 20 ноября 2024 года деньги, ценности и иное имущество, полученные от организации незаконной миграции, подлежат конфискации. Основание – обвинительный приговор.
С 9 ноября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024 № 383-ФЗ, который создает дополнительные механизмы противодействия незаконной миграции.
Изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной миграции» установили нижний предел санкций, что обеспечит соразмерность и неотвратимость наказания. Часть 2 дополнена квалифицирующими признаками: совершение деяния с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, Интернета.
Такие деяния отнесены к тяжким преступлениям, за совершение которых максимальное наказание – до 10 лет лишения свободы.
Новая часть 3 устанавливает повышенную ответственность за организацию незаконной миграции в составе организованной группы или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации. Это особо тяжкие преступления, максимальное наказание – лишение свободы до 15 лет (ранее до 7 лет) со штрафом от 3 до 5 млн рублей.
Максимальный срок лишения свободы за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев и лиц без гражданства увеличен с 3 до 5 лет. Введена повышенная ответственность за подделку документов, их изготовление или оборот группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.